- В поисках волшебной сказки
- Двойное название
- 2002 год: «Гарри Поттер и тайная комната»
- Альфонсо Куарон — режиссер, сделавший поттериану взрослой
- Ближе к народу
- Дрессированные совы и искусственные собратья
- 2010 год: «Гарри Поттер и Дары смерти: часть 1»
- Стивен Спилберг и Терри Гиллиам против Криса Коламбуса
- Оператор читал книгу всю дорогу до дома, не отрываясь
- 2009 год: «Гарри Поттер и Принц-полукровка»
- 2004 год: «Гарри Поттер и узник Азкабана»
- Несостоявшийся триумф Стивена Спилберга
- Скоропортящиеся продукты
- Родители не хотели, чтобы Рэдклифф играл Гарри Поттера
- Руперт Гринт и Эмма Уотсон получили роли не сразу
- Майк Ньюэлл — режиссер, превративший поттериану в блокбастер
- Путешествие в твою мечту
- Крис Коламбус — режиссер, заложивший визуальные основы кинофраншизы
- Как Коламбус снимал поттериану
- Откуда взялась оптимистичность поттерианы Коламбуса
- Дэвид Йейтс — режиссер, соединивший визуальные элементы из прошлых частей
- 2005 год : «Гарри Поттер и Кубок огня»
- Роль для Джоан Роулинг
- Стюарт Крэйг — художник-постановщик, воплотивший поттериану в материальном мире
- Как воплощали и «выращивали» локации
- Другие места съемок “Гарри Поттера”
- Доказательства волшебства
- Вначале были переговоры
- Дамблдора мог сыграть другой актер
В поисках волшебной сказки
«Гарри Поттер и философский камень» (2001). Кадр из фильма
В 1996 году продюсер Дэвид Хейман основал Heyday Films. Ее первый фильм, по замыслу Хеймана, должен был стать экранизацией сказки для детей, но подходящего сюжета найти не удалось. После провала «Огра» Дайаны Винн Джонс на первом этаже один из сотрудников компании предложил Хейману прочитать «Философский камень». Продюсер был впечатлен книгой и в 1998 году отправился со своим проектом в Warner Bros. Недолго думая, компания начала переговоры с Джоан Роулинг.
Писателю изначально не нравилась идея экранизации рассказа, так как для этого пришлось бы отдавать права на развитие сюжета, в том числе книги, которые еще не написаны. Впрочем, Роулинг все-таки призналась: право снять фильм по первым четырем частям «Поттериана» Warner Bros купила за смешную сумму в 1 миллион фунтов стерлингов.
При этом писатель сохранил за собой полный контроль над всеми этапами производства и поставил достаточно жесткое условие: все задействованные в фильме актеры должны были быть коренными британцами. Роулинг изменила свое заявление только дважды: Ричард Харрис, сыгравший Дамблдора, был ирландцем, а Зои Ванамейкер (Мадам Трик) была американкой, хотя она сделала себе имя как британская актриса.
Двойное название
Список интересных фактов о фильме «Гарри Поттер и Философский камень» продолжается интересными подробностями. В американской версии дизайна название звучит как «Гарри Поттер и Философский камень», имея в виду ведьмин камень.
Из-за замены слова в названии проекта сцену, где упоминается камень, пришлось снимать дважды. В одном эпизоде актеры сказали «философский», а в другом — «ведьмин». Исключение было сделано для рамки, в которой артикуляция рассматриваемого слова не видна.
2002 год: «Гарри Поттер и тайная комната»
Большинство актеров и съемочной группы перешли ко второму фильму. Правда, первая часть стала последней для Ричарда Харриса, первого исполнителя канцлера Школы чародейства и волшебства Альбуса Дамблдора, скончавшегося 25 октября 2002 года, за три недели до выхода картины на широкие экраны. Вместо него роль Дамблдора в последующих фильмах по-прежнему исполнял Майкл Гэмбон.
Во второй части сериала начинается становление ребят как профессиональных актеров. Эмме Уотсон пришлось побороть свою девичью застенчивость: она долго не могла перебороть себя и обнять Дэниела Рэдклиффа на глазах у огромной толпы людей. «Тогда режиссер спокойно объяснил мне, что я актриса и что я должна научиться играть свою роль.
Эти слова помогли мне побороть многие комплексы», — признается Эмма. Любимой сценой Уотсона в фильме была сцена, где Гермиона превращается в кошку. Оказывается, сама Эмма без ума от кошек, и даже принесла на съемочную площадку фотографии своих питомцев, чтобы быть похожей на одного из них.
Именно во второй части герои становятся настоящей командой как на экране, так и в жизни.
Также следует отметить 37-летнюю актрису Ширли Хендерсон, сыгравшую Плаксу Миртл. Ширли стала самой старшей актрисой во время учебы в Хогвартсе.
Альфонсо Куарон — режиссер, сделавший поттериану взрослой
Альфонсо Куарон получил предложение сфотографировать Поттериану, не прочитав ни одной книги. В интервью Гильермо дель Торо он посмеялся над возможным участием в «детском» проекте. Дель Торо назвал Куарона высокомерным и заставил читать книги
«Гарри Поттер и узник Азкабана» Альфонсо Куарона считается абсолютной противоположностью дилогии Колумба, но это верно лишь отчасти. Куарон унаследовал обученных подростков, сценографа Стюарта Крейга со всеми декорациями, костюмами, реквизитом, локациями и продюсерами, которые попали в руки Поттера. Кроме того, после «Властелина колец» и сиквела «Матрицы» компьютерная графика в кинематографе сделала некоторый прогресс.
Благодаря тонкой интуиции киноязыка Куарону удалось воплотить в образы тот психологизм и нематериальные ощущения, которые Роулинг испытывает во внутреннем монологе главной героини. Мороз возникает, когда появляются дементоры, хотя в книге говорится только о неуловимом ощущении холода, огни часто мерцают и тускнеют, символизируя опасность, и снова появляются, когда нужна надежда. Почти непрекращающийся дождь и обилие синевы гармонируют с эмоциональным состоянием главного героя.
Гарри Поттер Куароны приглушен для цвета и света, неуклюж и темен, и даже традиционная заставка с названием фильма изменилась с золотой на матово-серебряную и оставалась такой до конца сериала. Кроме того, Куарон более тщательно работал с территорией Хогвартса, связывая кадры из Шотландии с компьютерной графикой. Эти пейзажи выглядят пространственно и по-спартански сурово, подчеркивая, как изменились жизнь и взгляды героя на мир.
Отличает Куарона от его предшественника более чувствительная работа с актерами и совершенно другой подход к работе с камерой. Вместо монтажа коротких кадров есть сцены, снятые одним длинным планом, которые благодаря движению камеры и движениям персонажей в кадре не выглядят слишком длинными. Без лишних монтажей, которых в жизни не бывает, фильм вызывает ощущение присутствия.
«Поттер» Куарона на фоне первых частей выглядит драматично зрелым: режиссер разговаривает с подростками, как со взрослыми, и показывает взрослым, что это уже не наивный фильм для детей.
Ближе к народу
Исторические памятники — красота и величие. Теперь вы знаете, как в этих удивительных местах снимался фильм «Гарри Поттер». Но и привычные большинству британцев «обычные» районы Англии стали площадкой. Вот несколько интересных фактов:
- Помните «Дырявый котел»? Это не бар, а магазин оптики на Центральном рынке.
- Сцены были сняты на вокзале Кингс-Кросс с отправлением Хогвартс-экспресса, а также Ford Anglia. Отличие в расположении заключалось в разных платформах и возвышенности самой станции, снятой с нескольких сторон.
- Помните, где Гарри обнаружил способность общаться со змеями? На самом деле это место было Домом рептилий, входящим в состав Лондонского зоопарка.
- Сцены побега Гарри и Рона от тролля снимались в Глостерском соборе, старейшем из красивейших мест. Верующие посещают ее уже более 1300 лет.
- Пляж на пресноводном побережье в Уэльсе известен как идеальное место для серфинга, его золотой песок напоминает здание, известное как «ракушка», где Билл и Флер жили на протяжении всей истории.
Дрессированные совы и искусственные собратья
После премьеры фильма атрибутом керамики стали совы с волшебной палочкой. Однако для съемок многих эпизодов использовались манекены. Такое решение они приняли после того, как обнаружили, что птица не отличается интеллектом.
Чучела сов и аниматронные изделия, которые можно увидеть на общем фоне, помогли создать птиц всех возрастов. Статичные модели размещаются на заднем плане, а роботы приближаются. Однако они оставили живых птиц на переднем плане.
Сцена из фильма «Гарри Поттер и философский камень». Фото: Пинтерест
живых птиц, уже привыкших к человеку, позаимствовали из центров спасения диких животных. Чтобы сова не сбежала с буровой установки, к лапе каждой особи была привязана леска, позволяющая ей летать, но не оставляющая шансов на побег.
Кстати, подружиться в рамках молодых и зрелых птиц было непросто. Птицы дрались друг с другом. Тогда создатели пошли налево. Каждую сову снимали отдельно, а потом кадры собирали в один эпизод.
Были трудности и с обучением. Каждая птица «специализировалась» только на одном трюке, и на его совершенствование уходило до трех месяцев. Четыре совы исполняли роль Бакли одновременно.
Но письма на совью почту были написаны от руки. Первая попытка не увенчалась успехом, потому что новость была для птицы тяжелой. Затем переписка была расшифрована на более светлых страницах.
Не обошлось без ошибок и в кадре с питоном. У змей нет век, поэтому питон не мог ни моргать, ни отвечать на вопросы Гарри, так как змеи глухи в человеческом понимании.
2010 год: «Гарри Поттер и Дары смерти: часть 1»
«Гарри Поттер и Дары смерти» — последняя часть поттеровской серии, в которой мы уже видим взрослых «детей», в совершенстве освоивших актерское мастерство.
Последняя книга сказки о Гарри Поттере дает ответы на вопросы, кто помогал герою все семь лет, а кто предатель.
Последняя часть была самой напряженной из-за любовных переживаний и ревности героев: Рон Уизли отказывается помочь Гарри Поттеру из-за поощрения встречи с Гермионой Грейнджер за его спиной.
Книга поразила читателей количеством смертей. В конце книги в битве за Хогвартс погибает 50 героев, в том числе некоторые из главных героев. Кульминационная книга была самой удручающей частью истории.
Создатели фильмов о Гарри Поттере решили разделить экранизацию на две части. О разделении фильмов задумались еще до показа самой большой, четвертой части — «Гарри Поттер и Кубок огня». Однако из-за решения снимать книгу одной серией многие важные моменты книги были утеряны.
Стивен Спилберг и Терри Гиллиам против Криса Коламбуса
«Гарри Поттер и философский камень» (2001). Кадр из фильма
Сразу после того, как Warner Bros подписали контракт с Роулинг, студия начала искать режиссера, который, по ее мнению, лучше всего воплотит запланированный проект на экране. К тому времени уже вышли культовые «Челюсти», несколько частей «Индианы Джонса», «Парка Юрского периода», «Чужого», а Стивен Спилберг оставался одним из самых востребованных и перспективных режиссеров в США. Неудивительно, что компания была выбрана именно им.
Изначально Спилберг принял проект, но на этапе подготовки столкнулся с трудностями. В начале 2000-х кинематографистов сковывали спецэффекты, поэтому многих беспокоило, как снять фильм, в котором было бы волшебство и волшебство. У Спилберга было свое видение: режиссер предложил объединить две книги и анимировать ленту. По его мнению, это сведет к минимуму любые риски и значительно упростит работу. Однако Роулинг не одобрила эту идею. Она хотела, чтобы Гарри Поттер был живым боевиком.
Затем с предложением занять режиссерское кресло писатель обратился к автору «Монти Пайтона», «Страха и отвращения в Лас-Вегасе» и «12 обезьян» Терри Гиллиаму (очень неожиданный выбор, правда?). Однако у тогдашнего режиссера был серьезный недостаток: он никогда не работал с детьми на съемочной площадке, и это было одним из условий компании.
Так появился Крис Коламбус в «Поттериане». На тот момент он уже зарекомендовал себя как режиссер семейных фильмов («Одна», «Мисс Даутфайр») и, по его словам, гонялся за проектом не менее двух лет.
Оператор читал книгу всю дорогу до дома, не отрываясь
«Гарри Поттер и философский камень» (2001). Кадр из фильма
Когда исполнительный продюсер Дункан Хендерсон предложил оператору Джону Силу принять участие в съемках «Философского камня», Сил еще не был знаком с книгами Джоан Роулинг. Австралиец искал в Лондоне проект, который мог бы его заинтересовать, и Хендерсон настоял на том, чтобы он как можно скорее прочитал первую часть серии, и позвонил ему.
Сил вспомнил, что купил книгу в аэропорту и не мог оторваться от нее весь полет домой. Как только самолет приземлился, оператор тут же позвонил производителю и согласился стать членом команды.
2009 год: «Гарри Поттер и Принц-полукровка»
Эмоции и чувства взрослых героев переходят черту. Гарри понимает, что все больше и больше предвзято относится к младшей сестре Рона Уизли Джинни, Лаванда Браун не дает Рону пройти мимо, а Гермиону разрывает ревность к другу детства.
Всем понятно, что в Хогвартсе накипели нешуточные страсти, и покой сюда вряд ли вернется.
В реальной жизни с парнями происходило то же самое, все они делали первые попытки построить серьезные отношения. В этот период звезда Уотсона начала встречаться и тусоваться с «плохими» парнями, а в прессе появились фотографии Руперта с девушками в клубах, барах и на прогулках.
Дэниел Рэдклифф продолжает шокировать публику, снимая видео PSA о себе, чтобы предотвратить гомосексуальное самоубийство. Он высказался в защиту геев и лесбиянок, что вызвало недвусмысленные подозрения. Но у Дэниела было идеальное алиби: за кадром он познакомился с дочерью продюсера Оливией Униаке и почти все свободное время проводил со своей девушкой.
Стоит отметить, что подписание контрактов с актерами первого плана на съемки шестой части не прошло гладко: в последнем Уотсон сомневался. Но в итоге, по ее словам, «конкуренция перевесила недостатки» и, ура, мы снова увидели Гермиону в ее исполнении.
Шестая часть сериала посвящена памяти актера Роба Нокса, сыгравшего Маркуса Белби и погибшего в уличной драке в мае 2008 года.
Читайте также: МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ The Silence of the Lambs. «Молчание ягнят»: в чем смысл фильма?
2004 год: «Гарри Поттер и узник Азкабана»
Режиссером третьей части выступил мексиканец Альфонсо Куарон. Многие критики негативно отнеслись к смене режиссера, указав на мрачную и депрессивную атмосферу фильма, но Дж. К. Роулинг неоднократно говорила, что это ее любимая экранизация, ведь до этого никому не удавалось так честно выразить магию.
В новом фильме Гарри явно повзрослел, а голос его исполнителя стал ломаться… Но благодаря дубляжу иностранные зрители не заметили этих изменений. Его друзья Рон и Гермиона тоже были взрослыми. Последняя появилась на экранах уже не ребенком, а чертовски привлекательной девушкой. Но Гермиона все еще усердно учится. Как известно, в образе Гермионы автор книги о Гарри Поттере увидела себя в юности.
Писатель всегда считал, что знание и обладание информацией – это та сила, которая помогает находить выход из различных ситуаций (вспомним, например, что Гермиона позже в сериале будет поддерживать Гарри во время матча Трех Волшебников, помогая ему хорошо подготовиться для каждой задачи).
После публикации третьего выпуска серии книг о Поттере лондонская газета Sunday Times назвала Дэниела Рэдклиффа самым богатым английским подростком после принца Гарри. Однако Дэниел Рэдклифф, тогда еще несовершеннолетний, еще не имел доступа к своим банковским счетам.
Несостоявшийся триумф Стивена Спилберга
Стивен Спилберг был первым кандидатом на роль режиссера. Однако известный режиссер видел этот проект как полнометражный анимационный фильм.
Между тем разногласия появились уже на стадии переговоров. Подход Спилберга не ограничивался созданием первого фильма о Поттере. Режиссер смотрел дальше и планировал включить в материал сразу несколько книг Джоан Роулинг. Предполагалось, что Стивен Спилберг сможет выбрать материал, который окажется в кадре.
Еще больше споров вызвало желание Спилберга провозгласить американскую актрису Хейли Джоэл Осмент. Но так как по настоянию сценариста роли в фильме должны были принадлежать британцам, условия оказались невыполнимыми.
В результате Стивен Спилберг ушел из проекта, а позже утверждал, что хочет снять еще один фильм. А в августе 2000 года режиссер приступил к работе над фильмом «Искусственный интеллект» с Осментом в главной роли.
Скоропортящиеся продукты
Крис Коламбус хотел запечатлеть блюда, которые точно воспроизводят пиршества из книг. По слухам, режиссер использовал аутентичные рецепты. Однако блюда в огне прожекторов не могли долго оставаться свежими. Да и запахи стали неприятными во время съемок.
Чтобы решить эту проблему, приготовленные продукты замораживали, а затем формовали в формы, заполненные копиями эпоксидной смолы.
Родители не хотели, чтобы Рэдклифф играл Гарри Поттера
«Гарри Поттер и философский камень» (2001). Кадр из фильма
Роль Гарри Поттера, вероятно, была ролью мечты для многих британских мальчиков. Первым ее получил он — нет, не Дэниел Рэдклифф, как может показаться, а Лиам Эйкен, известный по ролям Бена Харрисона в фильме «Мачеха» и Клауса Бодлера в фильме «Лемони Сникет: 33 несчастья». Крис Коламбус лично предложил актеру сыграть Гарри Поттера, поскольку уже работал с ним на съемочной площадке и знал, на что тот способен. Шутка могла бы сработать, если бы не одно но: Акаин нарушил главное правило франшизы — он не британец.
Дэниел Рэдклифф с ранних лет хотел стать актером, но родители не разрешали ребенку ходить на кастинги, опасаясь, что известность в столь юном возрасте может негативно сказаться на нем в будущем. То же самое произошло и с Поттером.
Съемочная группа была поражена глубиной игры Рэдклиффа, когда увидела его кинопробу. Джоан Роулинг была уверена, что он именно тот, кто им нужен, и убедила Колумба, что лучшего кандидата на роль Гарри Поттера ему не найти.
Тот факт, что глаза у Рэдклиффа голубые, а не зеленые (как у его матери), не смущал (позже он стал мемом). Режиссеру и продюсеру Дэвиду Хейману пришлось долго уговаривать родителей мальчика. Когда Дэниела официально утвердили в проекте, согласно книге «Гарри Поттер: Со страницы на экран.
Кстати, обсуждая кастинг детей на роли в фильме, Крис Коламбус сразу оговорился, что особое внимание уделит отношениям в семьях актеров. Режиссер вспомнил свой опыт работы с Маколеем Калкиным во время съемок рождественской комедии «Кевин один дома». Отец Калкина и раньше оказывал большое давление на ребенка, но после премьеры фильма, принесшего юному актеру большую популярность, ситуация ухудшилась, вспоминает режиссер. Поэтому на роли героев «Поттериана» Колумб рассматривал только тех детей, чьи родители могли поддержать ребенка в трудную минуту.
Руперт Гринт и Эмма Уотсон получили роли не сразу
«Гарри Поттер и философский камень» (2001). Кадр из фильма
Претендентов на роль лучшего друга Гарри Рона Уизли было много. Чтобы хоть как-то выделиться из толпы, Руперт Гринт записал видео, в котором читал рэп о себе и о том, почему он достоин этой роли. Как известно, продюсеры оценили идею.
Эмме Уотсон тоже пришлось пройти через огонь, воду и медные трубы. Юная актриса прошла прослушивание в своей школе последней — к этому девушку уговорила учительница, и тогда Эмма была вынуждена пройти еще восемь прослушиваний и даже поговорить с Роулинг по телефону. Писатель был впечатлен преждевременно развитым интеллектом и харизмой девушки, и она сразу же дала актрисе добро.
Майк Ньюэлл — режиссер, превративший поттериану в блокбастер
Ньюэлл снимал «Кубок огня» и, вероятно, думал, что бесполезно соперничать с Куароном в визуальной изобретательности. Ньюэлл сосредоточился на комедии и, чтобы соответствовать ей, вернул Поттера к безоблачной погоде и разнообразию красок, сохранив приглушенные тона своего предшественника. Он также смог придать сериалу характеристики настоящего блокбастера: впечатляющая компьютерная графика, обширные локации и зрелищные экшн-сцены.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня». Режиссер: Майк Ньюэлл, сценарий: Стивен Кловс, Дж. К. Роулинг, композитор — Патрик Дойл. Взятый из открытых источников в Интернете, «Кубок огня» был номинирован на «Оскар» за величайшие гончарные декорации из всех. Их нужно было строить для каждого задания волшебного турнира.
Проблема в том, что Ньюэлл не был особо заинтересован в работе над «Гарри Поттером»: он не знал о франшизе о Поттере до того, как получил предложение от продюсеров, и был недоволен съемочным процессом. Режиссер не был готов к ограничениям, связанным с работой над столь важным для студии проектом.
Когда я приступил к работе, я был очень ограничен раскадровками. Во время съемок я не мог ничего добавить к ним или импровизировать. Я ненавидел их. К сожалению, иначе и быть не могло, ведь именно по этим раскадровкам планировался съемочный процесс с таким большим количеством участников. Я никогда больше не буду так работать Майк Ньюэлл
Раскадровка — это расширенная версия режиссерской раскадровки, с которой работает вся съемочная группа. Раскадровка описывает детали съемки, чтобы продюсер мог рассчитать стоимость проекта, оператор понимал, как строить кадр и как должна двигаться камера, а осветители могли определиться с настройкой света. Там же написаны ключевые реплики персонажей и их действия.
Конечно, франшизе нужен был другой режиссер, и продюсеры сделали неоднозначный выбор, отдав Поттера Дэвиду Йейтсу, который до сих пор работал только на телевидении.
Путешествие в твою мечту
Летом 2000 года почти все было готово для запуска замечательного судебного процесса с огромным бюджетом в 125 миллионов. Как снимали Гарри Поттера? Если разбирать поэтапно, то такая же стрельба началась 2 октября. Как известно, череда выдуманных эпизодов, которые зритель видит в фильме, не всегда означает последовательность их съемки.
Однако, поскольку действие большинства эпизодов происходит в помещении, первые дни съемок пришлись на павильоны Ливсдена, в которых размещались библиотека и больница. С сентября там полным ходом идет строительство декораций, и съемочная группа, включая актеров, сразу же оказались в «подготовленном» мире Гарри Поттера.
Крис Коламбус — режиссер, заложивший визуальные основы кинофраншизы
Спорить о том, кто из режиссёров Поттер лучше, — один из любимых видов спорта фанатов Гарри Поттера, наряду с квиддичем. Восемь фильмов этой серии были сняты четырьмя режиссерами: первые два фильма Криса Колумба, «Узник Азкабана» Альфонсо Куарона, «Кубок огня» Майка Ньюэлла, а остальные четыре — Дэвида Йейтса.
Колумб был идеальным кандидатом на роль франшизы. Искренний поклонник книг Роулинг, он легко нашел общий язык с писательницей. Фильмы Колумба можно считать слишком детскими и недостаточно изощренными, но его все же называют главным режиссером сериала о Поттере.
прежде чем впервые встретиться с продюсерами «Гарри Поттера», Колумб провел девять дней, переписывая сценарий «Философского камня», чтобы показать, как он видит фильм и как сильно он хочет над ним работать.
Как Коламбус снимал поттериану
Колумб создал MCU Гарри Поттера с нуля и знал, что не сможет сделать это без Роулинг. Никто лучше нее не знал, как должны выглядеть магические заклинания, артефакты, места и существа. Колумб и художник-постановщик Стюарт Крейг постоянно консультировались с Роулинг и брали ее рисунки в работу. Стремясь к достоверности, Колумб предпочел работать только с британскими актерами. Ему и продюсерам удалось подобрать идеальный актерский состав, и большинство из тех, кто снялся в первых фильмах, прошли франшизу до конца.
Кастинг на роли Гарри, Рона и Гермионы занял несколько месяцев. Колумб хотел, чтобы исполнители сопереживали героям своей внешностью и харизмой, а не придавали значение опыту и навыкам, решив тренировать их прямо на съемочной площадке. В интервью 2002 года Коламбус сказал, что ему очень понравился процесс наставничества, хотя он привел к десяткам дублей: «Я подумал, что смогу превратить съемку в интерактивный опыт, где я буду в процессе, а не сторонним наблюдателем. Взяв на работу детей без актерского опыта, я буду сниматься с ними во время тренировочного процесса».
Сцена из фильма «Гарри Поттер и философский камень». Режиссер Крис Коламбус, сценарий: Стивен Кловз, Дж. К. Роулинг, композитор — Джон Уильямс. Стивен Спилберг, взятый из открытых источников в Интернете, был первым претендентом на режиссерское кресло Поттера, но не нашел общего языка с Роулинг. Следующим кандидатом был М. Найт Шьямалан, но он предпочел работу над собственным фильмом «Неуязвимый».
Фотосессия затянулась на десятки кадров, и Колумб решил снимать сразу несколькими камерами. Он не знал точно, когда детишки сыграют идеальный дубль и сделают ли они это одновременно, иначе он мог зафиксировать максимум происходящего. Потребовались титанические усилия, чтобы собрать «Гарри Поттер и философский камень» из такого количества материала. И хотя монтаж был динамичным, он не отражал настроения и характера персонажей, как, например, в более позднем «Гарри Поттере и Ордене Феникса».
Откуда взялась оптимистичность поттерианы Коламбуса
Фильмы Колумба иногда считают самыми наивными, отрывочными и детскими во всем Поттере по сравнению с более реалистичными, психологическими и политическими Поттерами его преемников. А вот первые книги о Гарри Поттере именно таковы: в них Гарри Поттер лишь избавился от своих вредных дядюшек и тетушек, получил путевку в чудесный новый мир и еще не знает, что перед смертью близких, войной и антиутопией.
Колумб просто попал в нужный тон. Известный как автор оптимистичных фильмов, в Поттере он добился этого ощущения, работая с цветом и светом: в фильме почти всегда яркая погода и веселые, праздничные золотые краски. Излишней наивности его фильмам лишь добавляет нехватка навыков у молодых актеров и неестественная, еще не доработанная компьютерная графика начала 2000-х.
Сцена из фильма «Гарри Поттер и философский камень». Режиссер Крис Коламбус, сценарий: Стивен Кловз, Дж. К. Роулинг, композитор — Джон Уильямс. Взято из открытых источников в Интернете Несовершенство компьютерной графики особенно заметно в сценах квиддича: на этом кадре рядом с Гарри летает явная 3D-модель
Дэвид Йейтс — режиссер, соединивший визуальные элементы из прошлых частей
Судя по Йейтс Поттерам, он отмечал развитие своих предшественников и уважал первоисточник. Йейтс подружился с Роулинг и довольно точно уловил дух сериала о Поттере: ему удалось гармонично соединить ужасающий ужас, юмор и черты политической антиутопии. Когда дело доходит до визуального языка, Йейтс оказался мастером деталей, построения сцен, базового редактирования и второстепенных персонажей.
Например, в «Ордене Феникса» Йейтс объединил кадры с Гарри и привлекшей его внимание каруселью, где его мать забирала сына. Такой монтаж выражает одиночество главного героя и тоску по родителям.
Кадры из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса». Режиссер Дэвид Йейтс, сценарий Майкл Голденберг, Дж. К. Роулинг, композитор Николас Хупер. Скачал из открытых источников в интернете
Сцена спора между Минервой МакГонагалл и Долорес Амбридж Йейтс была поставлена таким образом, что они поочередно спускались по лестнице: таким образом, когда соотношение сил менялось, персонажи оказывались на разной высоте. Он также умело раскрывал характер персонажей эпизода через их действия в течение нескольких секунд экранного времени.
Например, из двухминутной сцены первого прибытия Гарри в Министерство магии мы узнаем о его внутреннем устройстве, системе межведомственной связи и недобросовестности местных судебных органов. А обучая армию Дамблдора, можно сразу заметить трудолюбие Невилла или сострадание Чоу Чанга к Гарри.
Среди сильных сторон Йейтса мы также видим превращение газет в полноценный инструмент повествования и «Сказку о трех братьях» в виде короткой анимации — момент, который не уступает идеям Альфонсо Куарона в поэзии и красоте. Впрочем, упоминания заслуживают не только режиссеры, но и еще один член команды.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2». Режиссер Дэвид Йейтс, сценарий: Стивен Кловс, Дж. К. Роулинг, композитор Александр Деспла. Взято из открытых источников в Интернете Трехминутный мультфильм был сделан в британско-китайской студии Framestore под руководством режиссера Бена Гибона.
2005 год : «Гарри Поттер и Кубок огня»
В четвертой части на экранах появляется малоизвестный молодой актер… Роберт Паттинсон! Будущая мировая звезда сыграла в фильме одну из главных ролей – ученика школы Хогвартс Седрика Диггори. Седрик, охотник команды Хаффлпаффа по квиддичу. Герой Паттинсона побеждает в Турнире Трех Волшебников, в котором принимают участие школьные волшебники из других стран.
Седрик же становится посмертным победителем — он попал в опасную ловушку, приготовленную для Гарри Поттера. Со смертью главного героя Керамика начала превращаться из уютной сказки в мрачный и напряженный образ назревающей борьбы Гарри Поттера со злом, ревностью Рона Уизли.
В фильме появляется девушка из Хогвартса Натали Макдональд. Имя не вымышленное — оно принадлежало 9-летней школьнице из Торонто, больной лейкемией. Зная, что она не доживет до следующей книги, ребенок написал личное письмо Джоан Роулинг с просьбой рассказать о том, что будет в следующей книге о Гарри Поттере. Писатель ответил ей, но девушка не успела прочитать долгожданное сообщение. В ее честь Джоан назвала одну из героинь фильма, которую определили на факультет храбрых духом — Гриффиндор.
Изначально британские власти даже хотели запретить детям младше 13 лет смотреть эту часть сериала из-за мрачного сюжета и сцены, в которой Гарри снимает с себя всю одежду, когда золотое яйцо дракона падает в воду, чтобы узнать это секрет. Правда, зрители могли видеть только торс героя.
Эта сцена стала прекрасной репетицией для актера Дэниела Рэдклиффа, который позже снялся в театральной постановке «Конь», предстаня перед публикой полностью обнаженным. После шоу интерес публики к взрослым, в основном женщинам, к Поттеру резко возрос.
Британские родители возмутились и пообещали больше не пускать детей в кино, чтобы увидеть «развратного» Дэниела. Контракт с актером был на грани истечения, но продюсеры уже не видели возможности смены одного из ведущих участников проекта — это вызвало бы революцию в армии поклонников Гарри Поттера по всему миру.
Роль для Джоан Роулинг
Интересным фактом о фильме «Гарри Поттер и философский камень» является то, что продюсеры предложили автору Джоан Роулинг одну из ролей. Писательница должна была сыграть мать Гарри, Лили, в воспоминаниях.
Но Джоанна отклонила предложение и призналась, что не справляется со своей артистической миссией даже в тех сценах, где нужно просто стоять и переживать.
Стюарт Крэйг — художник-постановщик, воплотивший поттериану в материальном мире
Визуальную часть кинотеатра определяют три персонажа: режиссер, оператор и сценограф. В случае с сериалом о Поттере единственной константой троицы был Стюарт Крейг. Возможно, именно он стал залогом визуального единства сериала.
источник — Depositphotos.com До создания сериала «Поттер» художник-постановщик Стюарт Крейг работал над «Человеком-слоном» Дэвида Линча и «Английским пациентом» Энтони Мингеллы.
Крейг отвечал за фотосъемку на открытом воздухе и руководил изготовлением декораций, реквизита и костюмов. Он, как и Колумб, трепетно относился к книгам Роулинг, советовался с ней и спрашивал у нее разрешения, если она хочет внести сильные изменения. Режиссеры менялись, но Крейг оставался при своем подходе.
В то время как большая часть сериала о Поттере выполнена в компьютерной графике, реалистичность сериала, особенно его ранних частей, принадлежит Крейгу. Во-первых, во время съемок первых фильмов возможности графики были ограничены и многое приходилось делать вручную. Во-вторых, начинающие дети-актеры, скорее всего, были бы сбиты с толку, если бы снимали на фоне хромакей² и не понимали обстоятельств своих персонажей. В-третьих, для съемок требовались масштабные локации, которых нельзя было найти в реальном мире.
² Хроматический ключ — это технология объединения нескольких изображений в единую композицию путем замены и слияния фонов.
Как воплощали и «выращивали» локации
Большая часть съемок проходила в студии Leavesden Studios недалеко от Лондона. Там даже построили дом Дурслей, потому что после одного дня съемок в реальном здании оказалось, что сделать полноразмерную декорацию дешевле. Листен также использовался в съемках «Платформы 9¾», Большого зала Хогвартса и банка «Гринготтс».
Проблема масштаба была решена за счет смешения декораций и моделей с уличной съемкой и компьютерной графикой. Косой переулок снимался частично в студии, частично на рынке Леденгал в Лондоне, а хромакей использовался для увеличения длины при постобработке.
Чтобы показать Хогвартс «в полном расцвете», использовали модель замка. Крупные планы были сняты на стенах Нового колледжа, Оксфорда, замка Алнвик и Даремского собора. Только в последнем фильме Йейтсу пришлось перевести Хогвартс в цифровой формат, чтобы показать его в деталях во время финальной битвы.
Другие места съемок “Гарри Поттера”
В семи частях сериала места съемок не ограничивались Лондоном и его местами съемок. Гарри Поттер совершает живописное путешествие по уголкам Великобритании и Шотландии.
В Тайной комнате волшебник везет летающий Форд к виадуку Гленфиннан, завораживающему своей красотой. По этой долине, окруженной лугами, курсирует настоящий дизельный поезд. Летом паровоз заменяется более современным паровозом Jacobite. Это место часто ассоциируется с фильмом «Гарри Поттер”.
Чтобы запечатлеть пейзажи за несколько миль от Хогвартса, группа отправилась в Гленкоу. Могучие водопады запомнятся по «Кубку огня», а огромные горы — матчами по квиддичу. Кстати, «местные» горы снимались в «Гурале» и «Храбром сердце”.
Интерьеры Хогвартса впечатляют своей динамичностью. Помимо павильонов, определенная часть снималась в Даремском соборе. В фильме он «сыграл» роль заснеженного двора из первой части.
Замок Алнвик сохранил почти 700-вековую историю. Внутренний сад очарует посетителей своими фонтанами. Сам замок считается одним из самых больших домов в мире. В «Гарри Поттере» он служил площадкой, на которой летала мадам Хуч.
Доказательства волшебства
Какой киноман не захочет оказаться в таких павильонах и своими глазами увидеть действие? Многомиллионная армия поклонников юного волшебника имела возможность найти в Интернете одиночные фильмы, выложенные создателями саги. Они подробно рассказали, как делали «Гарри Поттера».
Конечно, забавные моменты случались на сайте довольно часто. Это развеяло плотный график по 10-12 часов непрерывной работы. Постоянное присутствие друг с другом на долгие годы укрепило дружбу исполнителей главных ролей. Поклонники саги до сих пор не теряют надежды снова увидеть их вместе в каком-нибудь фильме.
С первой популярностью Гарри Поттера любые новости о съемках сильно преувеличивались в прессе. Журналистам выпала честь рассказать о том, что происходит в киномире волшебной «Очки», а папарацци приложили все усилия, чтобы достать новые фотографии со съемок «Гарри Поттера». Нередко такие кадры становились трофеем для фанатов саги, ожидающих своих кумиров вне учебы и выпрашивающих автограф.
Вначале были переговоры
Рассказ о производстве фильмов о юном волшебнике стоит начать с того, что Стивен Спилберг изначально хотел сесть на режиссерское кресло. На согласование деталей предстоящей работы со студией ушло несколько месяцев, и голливудский мэтр совершенно не испугался чудовищности, с которой ему пришлось столкнуться. Но Стивен сделал несколько своих предложений, которые были отвергнуты как студией, так и Роулинг. Крис Коламбус стал претендентом номер два. Дочь не менее именитого режиссера успела прочитать первую книгу «Философский камень» и пришла в восторг. Это побудило отца принять решение.
Дамблдора мог сыграть другой актер
«Гарри Поттер и философский камень» (2001). Кадр из фильма
Альбус Дамблдор — один из самых знаковых персонажей серии Поттериана. Сейчас сложно представить, чтобы кто-то, кроме Ричарда Харриса, мог сыграть мудрого директора Хогвартса в первых двух фильмах, но актер трижды отказывался от этой роли.
В интервью The Guardian актер напомнил, что продюсеры часто звонили ему и каждый раз повышали гонорар. «Все участники должны были согласиться участвовать в сиквелах. Не так я представлял себе последние годы своей жизни, поэтому много раз отказывался. Юная внучка Харриса, Элла, сыграла решающую роль. Она заявила, что если бы он не играл Альбуса Дамблдора, девушка больше никогда бы с ним не заговорила. Актеру ничего не оставалось, как поддаться на уговоры.