- Преступление и наказание
- 6. Внушительный рост Майкла Кларка Дункана
- 3. Униформа надзирателей тюрьмы
- Палачи и жертвы
- 8. «Старая Искорка»
- 2. Необычная локация «Зеленой мили»
- Чёрный, как кофе
- 9. Смирительные рубашки в «Зеленой миле»
- Сюжетные особенности
- 11. Усиление драматизма
- 7. Необычный реквизит для Джона Коффи
- Всё, что происходит на Миле — остаётся на Миле
- 4. Перси был младше
- Подбор актеров и прочие интересные факты
- 12. Оружие надзирателей «Зеленой мили»
- 5. Преданность роли Сэма Рокуэлла
- Иногда зелёная миля так длинна
- 10. Перси Уэтмор невыносимо раздражает
Преступление и наказание
Споры о необходимости или запрещении смертной казни иногда вызывают волны гнева, истерии и осуждения, но неизбежно разбиваются о ноги равнодушной Фемиды. Кинг в экранизированном Фрэнком Дарабонтом романе «Зеленая миля» преодолевает это инертное безразличие, доводя читателей и зрителей до эмоционального пика.
Закон также может наказывать добрые дела. Самые лучшие намерения могут дорого нам обойтись; мы оказываемся не в том месте и не в то время, когда хотим помочь, а потом расплачиваемся за чужие преступления и ошибки. Бесценный дар исцеления и милосердия может привести к смертной казни; однако это было написано давным-давно в книге под названием Евангелие.
Неслучайно инициалы главного героя фильма — добродушного великана Джона Коффи — повторяют инициалы Иисуса Христа. На самом деле автор не скрывает библейских параллелей. Он открыто говорит: человечество за две тысячи лет совсем не изменилось. Сердца людей по-прежнему подобны камню, и они видят в смертной казни высшее выражение справедливости.
6. Внушительный рост Майкла Кларка Дункана
Конечно, Джон Коффи был просто великаном, и великий актер Майкл Кларк Дункан отлично справился со своей ролью. На самом деле просто немыслимо, чтобы кого-то другого можно было представить в этой роли.
Но, несмотря на внушительные размеры Дункана, во время съемок фильма были использованы хитрые уловки, чтобы сделать его еще крупнее любого другого актера в одном с ним кадре. Дункан (1,94 м) выглядел выше среднего актера, но рядом с Дэвидом Морсом (1,92 м) и Джеймсом Кромвелем (2,01 м) казался ниже. Поэтому съемочной группе пришлось немало потрудиться, чтобы создать впечатление, что Джон Коффи был гигантского роста.
3. Униформа надзирателей тюрьмы
Чаще всего анахронизмы в фильмах являются результатом ошибок, а не осознанного выбора сценаристов или съемочной группы. В фильме «Зеленая миля» сотрудников тюрьмы было решено одеть в униформу, хотя официальной униформы у тюремных надзирателей тех лет еще не было.
Конечно, во время съемок этой ошибки можно было избежать, но, скорее всего, зрителям было бы сложно отличить преступников от охранников, если бы они не были в характерной форме. Кроме того, в оригинальном романе упоминается обмундирование охранников, так что по крайней мере сюжет фильма остался верен оригинальной книге.
Палачи и жертвы
В тюрьме Колд-Маунтин в тюремном блоке E содержатся заключенные, приговоренные к смертной казни. Из-за того, что пол этого блока покрыт зеленым линолеумом, он получил прозвище «Зеленая миля». Рабочие вжились в роль палачей — им не надо никого судить, общество это уже сделало. Все, что им нужно сделать, это казнить их — провести заключенных через последнюю милю их жизни, посадить их на электрический стул и щелкнуть выключателем. Их работа — смерть.
Пол Эджкомб, от имени которого ведется рассказ, уже убил более семидесяти человек, но ему все равно. То, что общество отводит ему роль палача, он воспринимает философски. Тот, кто убивает себе подобных, не гик и не садист, как другие сотрудники Зеленой Мили. Единственный, кто позволяет заключенным издеваться над собой, — это Перси Уэтмор, родственник жены губернатора штата, но его осуждают собственные товарищи.
И палачи, и ожидающие смерти преступники не подозревают, что их положение ненормально, что их души умирают в стенах тюрьмы. От соседства со смертью они уже превратились в живых мертвецов и потребовалось настоящее чудо, чтобы полностью изменить их сознание и перевернуть представление о ценности и смысле жизни.
8. «Старая Искорка»
В фильме сложно найти что-то более важное в реквизите и деталях интерьера, чем этот электрический стул, ласково именуемый «Старым заревом». Несомненно, это одна из самых страшных форм смертной казни, которая применялась только к осужденным. Неудивительно, что Стивен Кинг выбрал электрический стул в качестве своего метода смертной казни.
Однако следует отметить, что действие «Зеленой мили» происходит в Луизиане в 1935 году, и в этом штате электрический стул не использовался до 1940 года. До этого преступников казнили через повешение.
2. Необычная локация «Зеленой мили»
Стивен Кинг широко известен своими романами ужасов и рассказами, но на самом деле он может рассказать довольно много интересных историй со страниц своих произведений, в том числе и эту.
Но есть один любопытный факт, который делает «Зеленую милю» еще менее похожей на Стивена Кинга. Действие литературных произведений Кинга, за редким исключением, происходит в его родном штате Мэн, США. Знаменитое кино снималось в полуразрушенной тюрьме в штате Теннесси, а сама история вообще происходила в Луизиане.
Чёрный, как кофе
Вид Джона Коффи ужасен. Он страшный, он черный, он огромный. Поэтому никто не сомневается в его виновности. Осужденный за страшные преступления, он, на первый взгляд, вызывает только отвращение. И вот первый урок для нас — нельзя верить своим глазам, нужно верить своему сердцу. Потому что этот черный как ночь человек оказался источником чудесного света, изменившего жизнь жителей Зеленой Мили».
Иоанн видит грехи и болезни людей, слышит чужие мысли, он так много способен дать людям! Но он не мог найти себе места в огромном мире, скитался сам по себе, не услышав доброго слова. Он боялся темноты, он плакал, когда чувствовал свое бессилие перед человеческой жестокостью и злобой. Это было «величайшее из Божьих чудес», — сказал Пол Эджкомб. Но это не спасло его от человеческой несправедливости, несправедливого гнева и осуждения. Спаситель пришел — и стал не нужен. Он так устал от зла в мире, что просит смерти как милости.
9. Смирительные рубашки в «Зеленой миле»
Всегда сложно снимать фильмы, соблюдая все исторические детали. С одной стороны, всем зрителям нравится то, что показана историческая правда со всеми ее нюансами, с другой стороны, однако, более широкому зрителю гораздо легче поверить в историю, если они увидят что-то очень знакомое и узнаваемое.
Эта ошибка не самая вопиющая и ее очень трудно заметить вообще, но тем не менее она является исторической неточностью. В The Green мы приветствуем смирительные рубашки, используемые на заключенных, с ремнями и пряжками. Но такие смирительные рубашки стали использовать только после 1980-х годов. Раньше они были зашнурованы.
Читайте также: Актеры сериала «Великолепный век» в реальной жизни
Сюжетные особенности
История рассказывается с точки зрения Пола Эджкомба, который живет в доме престарелых. Когда-то мужчина работал охранником в блоке с камерой смертников. В его обязанности входило обеспечение последних дней приговоренных к смертной казни и последующее исполнение приговора.
Павел и его охрана привыкли к вынужденной роли палачей. За редким исключением, они не были садистами, но и не испытывали жалости к осужденным насильникам и убийцам. Пока однажды все не изменилось.
В одной из камер появляется новый обитатель — Джон Коффи. Темнокожий великан обвиняется в жестоком убийстве двух маленьких девочек. Внешне он выглядит действительно устрашающе, но его поведение говорит об обратном. Мало того, что Джон в детстве добродушен и наивен, так еще и сотрудники блока замечают в нем нечто весьма необычное.
Человек обладает сверхспособностями и может лечить не только тела, но и души. Его короткого пребывания в блоке достаточно, чтобы некоторые заключенные вспомнили о забытой человечности, а смотрители сняли пелену с глаз и осознали, что приговоры могут быть неверными.
В хитросплетениях драмы и мистики С. Кинг вновь показывает четкую евангельскую параллель: жестокий мир, как и 2000 лет назад, продолжает карать за любовь и сострадание. Для усиления сходства с «Библией» автор сознательно дает главному герою имя и фамилию, инициалы которых совпадают с первыми буквами имени Иисуса Христа (И.К.).
Судьба Коффи тоже трагична, но его жертва не была напрасной. Он становится благодатной почвой для переосмысления жизни теми, кто еще остается в этом мире и может что-то изменить в себе и вокруг себя.
Выражение «зеленая миля» в фильме — это не только цвет тюремного линолеума, по которому заключенные идут на казнь. Это также символ пути от рождения к смерти. Длина пути у всех разная, и измеряемое расстояние может быть как наградой, так и наказанием.
11. Усиление драматизма
Все мы знаем, что кино — это театральная версия реальности. Честно говоря, если бы многие вещи в кино изображались реалистично, они не оказывали бы должного визуального и эмоционального воздействия на зрителя. Реальность смерти, вызванной чудовищным электрическим током, отличается от той, что показана в фильме «Зеленая миля».
Когда незадачливых смертников приводят на свидание со Старой Твайлайт, их реакцией становятся очень драматичные крики и конвульсии. На самом деле, во время такой операции мышцы тела человека сокращаются, и он не может даже открыть рот, не говоря уже о крике.
7. Необычный реквизит для Джона Коффи
Чтобы Джон Коффи выглядел так потрясающе, как вы уже поняли, были применены кинематографические приемы и приемы. А также съёмка под определённым углом, чтобы сделать его визуально ещё больше. Но не все знают, что для достижения этой цели на самом деле использовалось что-то другое. Некоторые реквизиты на съемочной площадке были уменьшены, чтобы и без того большой Майкл Кларк Дункан выглядел еще больше!
Например, кровать его камеры была специально меньше. Также была изготовлена уменьшенная копия электрического стула, который в итоге достался Джону Коффи.
Всё, что происходит на Миле — остаётся на Миле
В маленьком «государстве», которое фактически является «Зеленой милей», они связаны своими законами. Это позволяет охранникам забрать Джона Коффи, чтобы он вылечил жену босса от рака; это позволяет Полу Эджкомбу предложить Джону побег. Чтобы оградить себя от гнетущей неминуемости смерти, подсознательно ощущая противоестественность смертной казни, люди, работающие здесь, выработали свой кодекс чести, свои правила.
Добро идет даже в это мертвое место. Привязанность к мыши превратила ублюдка и преступника Делакруа. И люди, привыкшие к казни, возмущаются, когда Перси Уэтмор убивает эту мышь, проводя грань между убийством за приговором и преступлением. Это помогает им обманывать себя и воспринимать свою работу как обязанность.
4. Перси был младше
Когда киностудия решает адаптировать роман для большого экрана, очень часто в исходный материал вносят исправления и изменения, чтобы сделать историю еще лучше, зрелищнее или немного упростить, а некоторые моменты сделать более понятными.
В «Зеленой миле» Перси Уэтмору всего 21 год, а сыгравшему его актеру Дугу Хатчисону на тот момент было почти вдвое больше — 39. Но Дуг солгал режиссеру Фрэнку Дарабонту о своем возрасте и сказал, что ему за тридцать. Ведь Дуг был просто идеален в своей роли, и эта маленькая уловка позволила нам увидеть совершенно потрясающую роль актера в роли подлого ублюдка Перси.
Подбор актеров и прочие интересные факты
Актерский состав – несомненное достоинство фильма. И главные, и второстепенные персонажи точно такие, как описано в книге. Портретное сходство, характеры, манеры художников создают совершенные образы героев.
Том Хэнкс, сыгравший роль Пола в расцвете сил, планировался как старый Эджкомб, а Дж. Траволта считался заместителем главного героя в молодости. Но грим не смог превратить Хэнкса в пожилого мужчину, и режиссер изменил свое первоначальное решение.
Кандидатуру на роль Коффи предложил Б. Уиллис (незадолго до этого в одном из проектов он снялся вместе с Майклом Кларком Дунканом). Дункан оказался в порядке, но ему не хватило роста. Он был почти таким же, как Дэвид Морс (Хауэлл) и Джеймс Кромвель (Мурс), хотя по сюжету должен был превосходить остальных на полторы головы. Чтобы устранить этот существенный недостаток, операторам приходилось искать в своих сценах необычные ракурсы.
Утверждение Дуга Хатчисона на роль Перси Уэтмора было замечательным. Согласно книге злодея, Перси всего 21 год, актеру на момент съемок было 39. Хатчисон не акцентировал внимание на своем возрасте и просто сказал, что ему чуть за 30.
Позже афера была раскрыта, но это уже не имело значения. Наибольшие трудности возникли с четвероногим актером. В роли умного мышонка по имени Mr. Джинглов в фильме сыграли целых 30 грызунов!
- По сюжету действие происходит в начале 1930-х годов. В то время в тюрьмах еще не использовали электрический стул, а у надзирателей не было общей униформы. Любые неточности в достижении необходимой атмосферы сделаны автором сознательно.
- Кинг был частым гостем на съемочной площадке. Однажды он даже сел на фальшивый электрический стул. Писатель признался, что испытывал отвратительные ощущения. Хэнксу также предложили сесть на «орудие казни», но актер посмеялся над этим, заявив, что такой поступок негативно скажется на дисциплине в тюремном блоке.
- Даже во время перерывов Хэнкс оставался в сценическом костюме. Так актер вжился в образ.
- По сюжету мистер Тинкербелл прожил более 60 лет, что почти в 9 раз больше нормальной жизни мыши.
- Чтобы Хатчисон по-настоящему расстроил своих коллег, как и его персонаж, актер был одет в жутко скрипучие туфли.
- В фильме использованы музыкальные композиции из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» и музыкальной комедии «Цилиндр».
12. Оружие надзирателей «Зеленой мили»
Весьма вероятно, что фильм не совсем точно описывает стандартный рабочий распорядок тюремных надзирателей. В тюрьме они не только носили форму, но и были вооружены оружием.
Полиция и многие другие сотрудники правоохранительных органов носят оружие, а тюремные надзиратели — нет. Риск того, что заключенные захватят свое оружие, слишком велик. В лучшем случае тюремный персонал может носить оружие за стенами тюрьмы. В тюрьме они могут быть вооружены только нелетальным оружием, например дубинками.
5. Преданность роли Сэма Рокуэлла
Сам Рокуэлл — одаренный актер-хамелеон, который, кажется, полностью отдается своей роли и играет настолько убедительно и достоверно, насколько это возможно. В «Зеленой миле» Рокуэлл играет заключенного Уильяма «Дикого Билла» Уортона. И, видимо, «Дикий Билл» страдал серьезным кожным заболеванием.
Стремясь оставаться в образе и быть как можно более верным персонажу во время съемок сцен, показывающих его обнаженные части тела, Сэм попросил команду гримеров нанести прыщи и следы от прыщей по всему его телу, чтобы по-настоящему воплотить персонажа.
Иногда зелёная миля так длинна
Если воспринимать фильм символически, а не буквально, то можно принять секретное послание: мы все обречены, всем нам предстоит пройти свою «зеленую милю». Так имеем ли мы право решать, стоит ли жить другому человеку или нет? Можем ли мы, зная невиновность человека, послать его на смерть? А что такое бессмертие — дар небес или наказание?
Для того чтобы понять ужас своего дела, Пол Эджкомб должен убить не только невиновного, но и человека, который его исцелил. Теперь Павел обречен на бессмертие, на вечную память о чуде, свидетелем которого он был и которое не смог защитить. Он должен был выключить лампу, имевшую огромную жизненную силу.
Но нужен ли миру этот свет, эта сила? Нет, не нужно. Тьма победила. В среде, где и ненависть, и любовь фатальны, никакое чудо не поможет.
Это глубокая психологическая драма фильма. Он говорит о добре и зле простым языком, иногда жестоким, иногда трогательным. Никто не может нас спасти, никто не может помочь. Человек должен измениться изнутри, как это было с Делакруа.
10. Перси Уэтмор невыносимо раздражает
В фильмах всевозможные мелкие детали обостряют зрительское восприятие и делают картину еще ярче и интереснее, так как являются частью прекрасного режиссерского замысла. А иногда даже большую роль играют мелкие детали.
Пока актеры были одеты в костюмы для съемок, режиссер Фрэнк Дарабонт заметил, что Дуг Хатчисон носил самую скрипучую обувь, которую Дарабонт когда-либо слышал. Он подумал, что было бы здорово таким образом еще больше подчеркнуть, насколько раздражающим и неприятным был Перси Ветмор как персонаж. Было решено не менять эту скрипучую обувь. Результат можете посмотреть и послушать сами — иногда на протяжении всего фильма слышно, как скрипят ботинки Перси.