- Нескучные истории о заставках кинокомпаний
- 1.Metro-Goldwyn-Mayer. Лев всегда рычит дважды…
- 2. Paramount Pictures. Виноваты звезды.
- 3. 20th Century Fox. Нечто грандиозное.
- 4. Columbia Pictures. Их прекрасная леди.
- 5. Warner Bros. Со щитом и на щите.
- 6. Universal Studios. Вокруг света за 20 секунд.
- 7. DreamWorks. Человек на Луне.
- 8. Walt Disney Pictures. Под небом голубым есть город золотой…
- 9. Castle Rock Entertainment. Свет маяка.
- 10. Gaumont. Изящный цветок.
- 11. Pathé. Сказка о золотом петушке.
- 12. EuropaCorp. Взмах крыльев феи.
- 13. Scott Free. Полет Феникса.
- 14. Fandango. Держи ритм.
- 15. Pixar. Прыг-скок, прыг-скок…
- 16. Bad Robot. Хороший, плохой, злой.
- Paramount Pictures
- Walt Disney
- «olumbia Pictures
- «Ленфильм»
Нескучные истории о заставках кинокомпаний
1.Metro-Goldwyn-Mayer. Лев всегда рычит дважды…
На протяжении десятилетий на заставках знаменитого MGM был лев. Но это не всегда огрызалось: в эпоху немого кино, разумеется, заставка была без звука. Лев зарычал только в 1928 году: львиный рык записывался на проигрыватель независимо от изображения, а звук проигрывался в кинотеатрах одновременно с заставкой. Только позже появилась звуковая заставка, а гораздо позже — та, где лев рычит как надо дважды.
Дизайнер логотипов, в то время менеджер по связям с общественностью MGM Ховард Дитц, в юности учился в Колумбийском университете и испытывал ностальгию по университетской спортивной команде, которую символизирует лев. Так львам выпало стать эмблемой киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. На пленке, окружающей Лео, есть латинская надпись Ars gratia artis («Искусство для искусства»).
Изначально заставка была выполнена в технике «картинка в картинке»: на переднем плане статичная рамка виньетки, а внутри движущееся изображение льва. Всего за всю историю киностудии лицом MGM было семь разных львов. Последний из них, тот, кого мы видим сегодня во вступлении, звался Львом и получил весь образ льва. Между тем, все львы MGM были далеки от хищников дикой саванны.
Это были потомственные кинольвы, чьи предки уже снимались в кино, — в целом порядочные и воспитанные ребята. У каждого льва был дрессировщик, которому иногда приходилось работать специально со зверем, чтобы научить его истинному рыку — дикому и ужасающему.
Сеанс записи хранителя экрана
Отметим, кстати, что все Лео MGM выпили кубок кинозвезд целиком, так как не только снимались в кино, но и неустанно продвигали собственную студию и ездили в промо-туры, один за другим. Примечательна судьба второго льва по имени Джеки по кличке Счастливчик.
Во время этих путешествий Джеки пережил два крушения поезда, землетрясение, наводнение и взрыв во время съемок. Что еще хуже, самолет, в котором была установлена клетка со львом, упал с неба в аризонской пустыне… Но Джеки выжила, была спасена и получила прозвище Счастливчик. И продолжил свою карьеру!
Джеки играет с тренером
Львиные следы MGM сегодня находятся на Аллее славы на знаменитом Голливудском бульваре.
2. Paramount Pictures. Виноваты звезды.
Логотип Paramount Pictures появился в 1914 году. С самого начала студия делала ставку на звезд кино, считая, что привлечь зрителей в кинотеатры могут только громкие имена. Одним из первых ее лозунгов было «Знаменитые игроки в известных пьесах» («Знаменитые игроки в известных пьесах»). Вот почему звезды во вступлении Paramount Pictures символизируют звезд, которые работали в студии. Изначально их было 24, по количеству известных артистов, подписавших контракт с Paramount.
Тогда звездный ореол над вершиной горы потерял две звезды — просто потому, что он красивее. А сияющий пик пришел из детских воспоминаний одного из основателей студии, Уильяма Ходкинсона: Маунт-Бен-Ломонд, Юта. Однажды, обедая с деловым партнером, Ходкинсон нарисовал на салфетке картину: заснеженная гора, окруженная звездами. Позже статичный рисунок превратился в интро-ролик и не раз менялся, но идея светящегося пика и светящихся звезд в нем все же присутствует.
3. 20th Century Fox. Нечто грандиозное.
Интро 20th Century Fox (произносится как «20th Century Fox») выглядит очень празднично. Заставка была создана в начале 1930-х годов Эмилем Косой, американским художником французского происхождения. Огромные фигуры на постаменте, ночное небо с прожекторами — все в этом интро работает на создание образа величественности. Интересно, что позже Коса создавал визуальные эффекты для многих голливудских фильмов и получил «Оскар» за спецэффекты для эпопеи «Клеопатра». Его работа — это также вид на разрушенную Статую Свободы в конце «Планеты обезьян.
Но, конечно, половина интро 20th Century Fox — это праздничные фанфары. Эти музыкальные фразы были сочинены Альфредом Ньюманом, известным композитором и автором музыки ко многим известным лентам. На протяжении истории киностудии интро несколько раз видоизменялось — например, менялись места съемок и улучшался ландшафт. В современной версии на заднем плане видна ночная панорама Лос-Анджелеса, а на горизонте даже можно увидеть знаменитую вывеску HOLLYWOOD.
4. Columbia Pictures. Их прекрасная леди.
Призывающая к подвигам женщина с факелом в руке — воплощение духа Америки и удобочитаемая копия Статуи Свободы. Это всегда была икона Columbia Pictures, но Columbia не всегда была Columbia Pictures. С момента своего основания в 1919 году кинокомпания называлась CBC по инициалам фамилий владельцев: Кон-Брандт-Кон. Злые языки в шутку расшифровывали CBC как Corned Beef and Cabbage («тушеная капуста») — тогда были популярны консервы.
Это, конечно, огорчило владельцев студии, и в 1924 году она стала корпорацией Columbia Pictures, тогда же появилась женщина с факелом.
Для логотипа в разные годы позировали многие модели, а сам головной убор менял акценты: женщина то походила на Клеопатру, то на греческую богиню. Был даже период, когда «Свободу с факелом» сняли и заменили вот таким минималистичным логотипом:
В конце 1980-х Columbia была куплена Sony Pictures, и практичные японцы вернули старую концепцию интро. В поисках новой героини автор логотипа Майкл Дж. Дис отправился в Луизиану и организовал там кастинг. В результате лицом обновленной студии стала двадцативосьмилетняя Дженни Джозеф, художник-монументалист, а не «американская домохозяйка», как часто пишут.
И она была больше похожа на тело Columbia Pictures, чем на лицо, потому что в финальной версии заставки лицу женщины с факелом были приданы немного другие, обобщенные черты.
5. Warner Bros. Со щитом и на щите.
За почти 100-летнюю историю Warner Bros несколько раз менялся ее логотип. Четверо братьев Уорнер были польскими евреями русского происхождения по имени Вонсоласер, иммигрировавшими в Балтимор. По прибытии в США братья сменили фамилию на Уорнер и открыли свой первый кинотеатр.
Первый логотип Warner Brothers был похож на нынешний: тот же щит с буквами WB, но более вытянутый. Заставка постепенно менялась: контуры приближались к современным; к нему добавляли фон неба с облаками, а потом снова убирали… Пока неожиданно в 1967 году не был выпущен золотой щит с инициалами.
И только спустя почти 20 лет золотой щит ВБ вновь вернулся к зрителю. Теперь он переливается отражением огромных ангаров киностудии (с высоты птичьего полета), один из которых даже имеет логотип.
6. Universal Studios. Вокруг света за 20 секунд.
Несмотря на планетарные амбиции, эта старейшая кинокомпания всегда считалась в Голливуде немного маргинальной, поскольку не расплачивалась по долгам и часто меняла владельцев. Однако все эти частные подробности так и не тронули зрителя. Изображение земного шара сразу вошло в логотип киностудии и всегда символизировало космические перспективы, несмотря на временные трудности.
7. DreamWorks. Человек на Луне.
Эту компанию основал Стивен Спилберг, и под «человеком на Луне» он имел в виду не астронавта, а воплощение самых удивительных мечтаний. По первоначальной задумке логотип должен был вызывать ассоциации с золотым веком Голливуда: студия, воплощающая самые смелые мечты.
Предполагалось, что реалистичная фотография луны будет цифровым образом наложена на изображение взрослого самца, безмятежно ловящего рыбу. Однако позже идея изменилась, и главным героем стал мальчик, который хоть и романтично сидит на Луне, но все же ловит рыбу с Земли. Моделью для мальчика стал сын художника Роберта Ханта, автора заставки.
8. Walt Disney Pictures. Под небом голубым есть город золотой…
Walt Disney Pictures отделилась от Walt Disney Productions в 1983 году, чтобы снимать художественные фильмы. В отличие от логотипа материнской компании с большим ухом Микки Мауса, первым логотипом Walt Disney Pictures был силуэт замка Спящей красавицы Диснейленда.
Замок Спящей красавицы, в свою очередь, был вдохновлен замком Нойшванштайн короля Людвига II, которым когда-то был очарован Уолт Дисней в Баварии: он считал этот замок у озера среди гор истинным воплощением идеи сказочной -сказочная земля.
Современная заставка киностудии создана в 2006 году с применением компьютерной графики. При этом замок изменился: теперь мы видим Замок Золушки из Диснейленда, который уже вдохновлен другим настоящим замком — французским Шато Дюссе.
И во всех заставках Walt Disney Pictures есть быстро летящая искра, рисующая дугу, с которой падает звездная пыль. На самом деле это озорная фея Тинкер Белл из «Питера Пэна».
9. Castle Rock Entertainment. Свет маяка.
История этой небольшой кинокомпании во многом связана с экранизациями романов Стивена Кинга. А название студии происходит от вымышленного города Касл-Рок, где происходят события нескольких романов Кинга. В центре заставки находится маяк, который появляется в Needful Things, также основанном на романе Короля. Атмосфера таинственности, ощутимо переданная во вступлении, является визитной карточкой Castle Rock Entertainment.
Если подумать, что такое заставка перед фильмом для нас, зрителей? Это как знакомый припев — всегда один и тот же, но который приятно слушать и поднимает настроение. Для кинокомпании это витрина, элемент престижа, поэтому важно, какое впечатление мы производим. Как видно из заставок голливудских студий, все они тяготеют к космическим (в крайнем случае глобальным) масштабам и основательности. Зритель всегда обречен смотреть на них немного снизу вверх.
Европейские и, прежде всего, французские киностудии совершенно другие. Стиль современных французских заставок – это грация, сдержанность и настоящее удовольствие для глаз и ушей. Но престижа у них не меньше, ведь, во-первых, Франция – колыбель кинематографа, а во-вторых, две французские киностудии – старейшие в мире! Впрочем, судите сами.
Читайте также: Камеры JVC GZ-HD3
10. Gaumont. Изящный цветок.
Девиз Gaumont: «С тех пор, как было кино», потому что это первая кинокомпания, основанная на Земле! С момента основания студии в 1895 году ее символом был цветок ромашки.
Почему ромашка? Объяснение лирично: мать основателя компании Леона Гомона (Léon Gaumont) звали Маргерит (Marguerite), а «маргарита» по-французски означало «ромашка». Конечно, за более чем 100 лет существования студии ее заставки менялись, но цветок ромашки в них присутствовал всегда, хоть и в разных цветах.
Идею заставки — танца лепестков — «подсказал» праксиноскоп, старинный прибор для оптических иллюзий. И кружат лепестки в начале знаменитой арии Casta diva из «Нормы» Беллини.
11. Pathé. Сказка о золотом петушке.
Pathé всего на год моложе Gaumont, а также имеет долгую и богатую историю. Предпринимательский дух Шарля Пате не знал границ! Шарль, влюбленный в прогресс, начал с фонографа, который представлял на ярмарках и рынках еще до эпохи кино. Возможно, этот факт также частично скрадывает идею логотипа компании.
Это, конечно же, галльский петух, символ Франции. Он вышел, как только появилась компания, и с гордостью фигурировал во всех фильмах Патэ. Петуха зовут Чарли, по имени его создателя. В современной версии заставки Pathé золотые буквы кружатся под мягкие звуки фортепиано, а Чарли появляется в виде тени и «поет громко и ясно» — таков слоган студии.
12. EuropaCorp. Взмах крыльев феи.
Ненапыщенная и очаровательная заставка и еще одна французская киностудия EuropaCorp, созданная Люком Бессоном. Его музыкальное оформление также больше похоже на увертюру перед классическим балетом, чем на парадный марш.
Что может быть загадочнее бездны ночного океана под звездным небом, когда границу между ними можно угадать лишь по спинам ныряющих дельфинов? И из кокона рождается фея и, раскинув руки, поднимается ввысь, и ее воздушные крылья заслоняют имя ЕВРОПА.
13. Scott Free. Полет Феникса.
Scott Free — компания, возглавляемая Ридли Скоттом. Он британец и много работал в Голливуде, но его заставка больше европейская, чем голливудская.
Бегущий вперед (к месту назначения? А может быть, удаляющийся от себя?) человек в конце концов превращается в птицу и обретает свободу. Свобода полета, свобода выбора, свобода творчества. Недаром в названии студии есть слово «…бесплатно».
Заставку создал итальянский иллюстратор Джанлуиджи Токкафондо. Интро выполнено в анимационной технике, где каждое изменение движения персонажа прорисовывается отдельно и фотографируется, а затем последовательно собирается в видеоряд. Эта техника создания видео также называется таймлапс.
14. Fandango. Держи ритм.
Еще один пример течения времени из рисунков Токкафондо — заставка от итальянской студии с испанским названием Fandango.
Отдельным красивым словом мы решили напомнить о «мультяшных» заставках и киностудиях, которые их используют. Глядя на это интро, невозможно не улыбнуться! Они как маленькие витамины оптимизма. И это то, что нам всем действительно нужно, друзья.
15. Pixar. Прыг-скок, прыг-скок…
Пионер в этой отрасли, конечно же, скринсейвер Pixar!
Комикс Luxo Jr., выпущенный в 1986 году компанией Pixar, стал первым опытом компьютерной графики и имел восхитительный успех. Вплоть до того, что первый мультфильм был номинирован на «Оскар», а также внесен в Американский национальный реестр фильмов. Интересно, что прототип «героя» оказался на рабочем столе у автора мультфильма. И конечно, после такого триумфа Pixar ничего не оставалось делать, как сделать юную «лампу» своим символом и перенести на заставку, заменив ею букву i.
Посмотрите на «источник» логотипа и оцените, насколько живо выглядят светильники, какие настоящие эмоции они вызывают и как мастерски передаются «виды» через световые круги.
16. Bad Robot. Хороший, плохой, злой.
Владелец компании Джей Джей Абрамс приложил руку к хулиганской заставке Bad Robot.
Персонаж и название пришли на ум во время одной из встреч сценаристов (что бы ни пришло в голову во время встреч!), а звук во вступлении — голоса детей Абрамса, записанные на пленку.
Paramount Pictures
Студия, первоначально называвшаяся Famous Players Film Company, была основана в Голливуде в 1912 году и существует физически и юридически по сей день, что бывает редко. Слово Paramount появилось в названии компании в 1927 году в результате большой цепочки слияний и ребрендингов.
Что гора делает на логотипе киностудии, остается загадкой, окутанной тайной. Известно только, что один из основателей киноартели, Уильям Ходкинсон, приметил чрезвычайно захватывающий горный массив в штате Юта, где прошло его детство, и попросил у него набросок. Из-за постоянного перерисовки логотипов Paramount сходство с годами утеряно.
Гора Бен-Ломонд в штате Юта
В 1986 году художник Дарио Кампаниле попытался оживить оригинальную картину. Возвращаясь к оригиналу, гора Бен-Ломонд, штат Юта, нарисовала самую известную сегодня версию пейзажа. Получилось здорово. Первоначально новая гора использовалась для празднования годовщины, а затем была внесена в официальный брендбук Paramount.
Дарио Кампанила с нарисованной им горой, которая официально называется не Paramount, а Dream Mountain class=»article-content-separator» data-v-fc904f44=»»>
Walt Disney
Поначалу, как ни странно, студия Диснея не очень изобретательно подходила к выбору заставок и логотипов. Лицо Микки Мауса обычно появлялось раньше мультфильма, менялись лишь сопровождающие его субтитры.
Всем нам известный замок был построен в разгар эпохи видео — в 1985 году. Это стилизованное изображение Дворца Спящей красавицы, старейшего здания Диснейленда, открытого для публики с 1955 года. Это означает, что потребовалось ровно тридцать лет, чтобы включить его в логотип. Также в заставке можно увидеть элементы Дворца Золушки, который был построен в 1971 году.
Современный вид Дворца Спящей красавицы в Диснейленде class=»article-content-block__separator» data-v-fc904f44=»»>
На самой первой версии логотипа Columbia Pictures изображена зажигательная дама с факелом
«olumbia Pictures
Cohn-Brandt-Cohn Film Sales — так называлась киностудия с момента ее основания. А поскольку ее фильмы были в основном примитивными и дешевыми, в народе стало ходить оскорбительное прозвище Corned Beef and Cabbage («солонина и капуста»).
Мне пришлось сменить марку, и в 1924 году отцы-основатели придумали гораздо более воодушевляющую и благородную корпорацию Columbia Pictures. При этом марку было решено связать с гордым женским образом Америки, которая представляла собой даму с факелом. Какая живая модель послужила изображением логотипа — вопрос, изначально остававшийся без ответа.
Редкое вступление Columbia Pictures 1970-х годов, символически изображающее только отблески факела
В 1962 году в мемуарах великой актрисы Бетт Дэвис утверждалось, что факелоносец скопирован с актрисы Клаудии Делл. Позже, в 1987 году, журнал People назвал другое имя — Амелия Бахлер. Уже в нашем веке появилось третье имя — Джейн Варфоломей.
Эксперты считают, что все три ответа в какой-то степени верны, поскольку и логотип Columbia Pictures, и заставка претерпели значительные изменения за эти годы.
Клаудия Делл и Амелия Бахлер
В 1993 году, т.е после приобретения Sony, появилась последняя версия изображения дамы с факелом. Изображение было создано дизайнером Майклом Дж. Деасом с использованием реальной фигуры известного скульптора и сгенерированного компьютером лица.
Знакомство с Columbia Pictures после того, как Sony купила компанию за 3,4 миллиарда долларов в 1989 году=»»>
Метро-Голдвин-Майер Стар Лайонс
«Ленфильм»
История логотипа старейшей российской кинокомпании практически повторяет судьбу Москвы. С некоторыми нюансами.
О том, что «Ленфильму» нужен свой приветственный логотип, говорят еще с 1950-х годов, когда это сделали столичные конкуренты. Организовали конкурсы, придумали одну временную эмблему, но в целом проблема так и осталась нерешенной.
После долгих обсуждений в качестве символа была выбрана скульптура «Медный всадник». Только вот скульптора — француза Этьена Фальконе — уже сто пятьдесят лет как нет в живых, если не больше. Так что вариант с авторской миниатюрой, как и в случае с Мосфильмом, отпал.
Работу доверили оператору и создателю спецэффектов Эдгару Штырцкоберу. Он снимал городской памятник с хороших, как ему казалось, ракурсов, а потом в студии уже была проделана колоссальная ручная работа по нанесению лучей, теней и рельефов.
Первое появление на экране — в фильме «В городе С» по Чехову, 1966.
Уже в наши времена был создан интро-ремастер: создатели спецэффектов сделали 3D-сканирование той самой статуи Петра Великого на Сенатской площади и воплотили его в жизнь.
Временный логотип Ленфильма, использовавшийся в 1950-х годах class=»article-content-block__separator» data-v-fc904f44=»»>
Оригинальная заставка Paramount, помимо горы, содержала 24 звезды — по количеству звездных актеров, работавших в студии. Со временем значение звезд померкло, хотя и осталось на 22